Частный гостевой дом — что это такое, чем отличается от гостиницы и при каких условиях будет приносить доход? Развитие внутреннего туризма делает коллективные средства размещения — гостиницы, отели, гостевые дома и хостелы — востребованными. Не все туристы любят большие гостиницы, некоторым нравится домашняя атмосфера и менее формальное обслуживание. К тому же стоимость проживания в гостевом доме может быть существенно ниже, чем в отеле, а условия пребывания лучше, чем в хостеле. Рассмотрим бизнес-план для гостевого дома в деревне и на морском побережье.
Определение Гостевого дома в соответствии с законодательством
Витязево александрия гостевой дом — что это такое по закону? Гостевым домом или сельским гостевым домом называется средство коллективного размещения в сельской местности или в малом городе, отличающееся небольшим количеством номеров, ориентированное на семьи. В гостевом доме туристы не только живут, но едят и отдыхают. Число номеров не превышает 10. Это определение можно уточнить в ГОСТе 56641-2015.
На практике гостевые дома и мини-гостиницы ничем не отличаются. Эти средства размещения также называют сельскими усадьбами, агротуристскими фермами, домами охотников и рыбаков, бунгало. Какой-либо принципиальной разницы между ними нет, а выбор названия зачастую основывается исключительно на пожеланиях владельца. Многие справедливо считают, что для отдельных категорий туристов название «дом» звучит притягательнее чем «гостиница», потому что вызывает приятные ассоциации с уютом и непринуждённой атмосферой.
Все обязательные требования к гостиницам в России названы в приложении к приказу Министерства спорта от 7 мая 2010 года №461. Большинство положений названного выше государственного стандарта к гостевым домам носит рекомендательный характер:
- подъездные пути для автомобилей, а также пешеходные дорожки;
- огороженная территория;
- разделение на хозяйственную и рекреационную зоны, разные входы в зоны;
- внутри гостевого дома размещается информация для туристов о местных достопримечательностях, режиме работы общественного транспорта, а также правила поведения и информация для экстренных ситуаций, планы эвакуации;
- все помещения оборудованы искусственным освещением, холодным и горячим водоснабжением или возможностью нагрева воды, отоплением, общедоступными средствами связи.
Бизнес план Гостевого дома
Открытие собственного гостевого дома является не самой простой задачей, потому что предполагает масштабную работу по оформлению разрешений, подготовке дома к приёму туристов, рекламе и привлечению клиентов. Деятельность осложняется высокой конкуренцией. Чтобы привлекать больше гостей, предпринимателю придётся предлагать им нечто, чего нет у конкурентов. Правовая основа требований представлена в приказе Министерства культуры от 11 июля 2014 года №1215.
Бизнес-план гостевого дома:
- Выбор организационно-правовой формы и регистрация. Для средств размещения рекомендуется выбирать ООО.
- Подготовка дома. Покупка, аренда, строительство или ремонт. Возможно, потребуется переоформление жилого помещения фонда в нежилой. (Статус жилое или нежилое помещение принципиален для оформления документов на открытие).
- Оформление разрешений и сопутствующей документации. Заключение договоров с обслуживающими организациями.
- Приём на работу сотрудников. Для небольшой гостевого дома это 2–3 горничные, 2 администратора, рабочий по обслуживанию здания и территории. Если в доме будет кухня, потребуются повара, кухонные работники.
- Начало обслуживания и приёма гостей. Регистрация гостевого дома в российских и международных сервисах бронирования.
Если открытие гостиницы стоит несколько десятков миллионов рублей (только перевод помещения в нежилой фонд может стоить 500 тысяч рублей), то создание гостевого дома многократно дешевле. Особенно это выгодный вариант для владельцев крупных земельных участков и больших домов в туристически привлекательных районах.
Что касается документации гостевого дома, то для легального функционирования это будут:
- свидетельство ООО или ИП;
- уведомление Роспотребнадзора о начале деятельности;
- договор аренды или свидетельство собственности на помещение;
- разрешение СЭС;
- разрешение пожарной инспекции;
- протоколы анализов и замеров воды, смывов рабочих поверхностей, вентиляционных смывов;
- договор на вывоз и утилизацию отходов;
- договор на утилизацию люминисцентных ламп;
- договор на дезинсекцию и дератизацию;
- внутренняя документация.
Также потребуются трудовые договоры с сотрудниками, их медицинские книжки с актуальным медосмотром. На подготовку всего необходимого уйдёт несколько месяцев. Более вероятный срок подготовки гостевого дома к открытию и приёму туристов — 6–8 месяцев. Одновременно с ремонтом и поиском сотрудников следует заняться маркетингом, организовать бронирование через популярные сервисы, начать продвижение в социальных сетях и рекламу.
В деревне
Как открыть гостевой дом в деревне? Сельский туризм не самый популярный вид путешествий в России, но всё же довольно востребованный и потенциально перспективный. Многие готовы провести отпуск в уютной атмосфере сельской усадьбы, проводя время в живописных деревенских пейзажах.
Спросом будет пользоваться гостевой дом, предлагающий туристам высокий уровень комфорта, сопоставимый с традиционными гостиницами. В этом секрет успеха таких заведений: городской комфорт на фоне тишины и простого отдыха. Гости ожидают обслуживание в комнатах, хорошую кухню, сопровождающих на прогулках, возможность жарить шашлыки, купаться и в целом весело проводить время.
Преимущество будет у владельцев участков и домов с хорошей транспортной доступностью. Вероятно, большая часть гостей будет прибывать на автомобилях, поэтому асфальтовые или хотя бы грунтовые дороги необходимы. Хорошей идеей будет установка путевых указателей на маршруте следования к дому, вдоль трасс. Они помогут гостям проще добраться до места назначения, а также послужат дополнительной рекламой.
Хозяину потребуется оформить стандартные разрешения (смотрите предыдущий раздел). Некоторые гостевые дома рекламируют себя через интернет. Они работают нелегально, а это грозит проблемами с государственными контролирующими учреждениями — налоговой службой и Роспотребнадзором. К тому же, работая «по-чёрному», гостевой дом не сможет широко рекламировать себя, а значит и зарабатывать будет меньше.
На море
Гостевые дома на море — бизнес почти без изъянов. Единственный его недостаток заключается в высокой сезонности: летом и в сентябре спрос огромен, зимой туристов нет совсем. Впрочем, востребованность в «высокий сезон» позволяет зарабатывать деньги на несколько месяцев вперёд. В отличие от деревенских, гостевым домам у моря не требуется серьёзная реклама. Многие такие заведения даже не представлены в интернете — «ловят» клиентов у вокзалов и аэропортов.
Этот бизнес подойдёт владельцам земельных участков и зданий в курортных городах. В России это Краснодарский край и Крым. Предпринимателям из других регионов будет трудно приобрести хорошие участки — слишком высокие цены на землю. Преимущество у территорий с шаговой доступностью к морю. В покупку и строительство придётся вложить несколько миллионов рублей. Это дороже, чем в деревне, но гораздо дешевле, чем стандартная гостиница. Другой вариант — покупка готового здания. Но и здесь вряд ли стоить рассчитывать меньше чем на 5 миллионов рублей.
Ещё одно отличие гостевых домов на морском побережье — отсутствие необходимости продумывать развлечение туристов. Если в деревне хозяева дома должны предусмотреть несколько вариантов досуга для туристов, то в курортных городах большую часть времени гости проведут на море. Развлечения в номере не требуются, равно как и кухня. Хотя небольшое кафе может быть плюсом и источником дополнительного заработка — в него будут заходить не только постояльцы, но и сторонние посетители.
Отдых на море всегда будет пользоваться спросом, что предоставляет возможность стабильного заработка владельцам недвижимости на курортах.
Заключение
Открыть гостевой дом проще, чем создать с нуля гостиницу, но всё же требует серьёзной работы в области строительства, ремонта, сервиса, поиска клиентов и маркетинга. Окончательные инвестиции в проект и его окупаемость зависят от многих условий, конкретизировать которые в рамках одной статьи невозможно. Однако с уверенностью можно заключить, что гостевой дом может быть прибыльным делом — этому способствует развитие внутреннего туризма и стремление граждан отдыхать в России.